Понедельник
17.12.2018
08:44
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт Филиной Елены Леонидовны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Информация для педагогов [13]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Информация для педагогов » Информация для педагогов

Методическая разработка спортивно раздела рабочей программы

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В условиях внедрения ФГОС особое внимание уделяется сбережению здоровья обучающихся. Созданию благоприятной и комфортной атмосферы пребывания ребенка в образовательном учреждении. Принцип «научи – не навредив» должен взять в своей работе каждый  воспитатель, педагог, учитель. Хочу представить свой опыт работы по данной теме. Методическая разработка спортивного раздела воспитательной программы для деятельности группы продленного дня.

           У воспитателя группы продленного дня есть возможность через определенные мероприятия снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся и уже с 1-х классов максимально вести работу по укреплению и сохранению здоровья детей.

Проработав ряд программ по здоровьесберегающим технологиям:  «Реализация здоровьесберегающих технологий в ГПД»; «Здоровьесберегающая программа для воспитанников группы продленного  дня»; «Разговор о здоровье», и т. п. сравнив со своим опытом работы в данной области, делаю вывод, что каждый педагог движется к главной цели своим путем. Работа многогранна и необъятна по  масштабам. Множество литературы, методических разработок, статей и научных трудов. Изучив литературу по направлению моей работы, еще раз убедилась в правильности пути. Ведя за собой учащихся, привлекая родителей, приглашая специалистов разных сфер образования (психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования) и медицины можно добиться запланированных результатов: только совместными усилиями можно воспитать человека здорового, выносливого, пластичного и поэтому по-настоящему красивого.

     Факторы, влияющие на здоровье учащихся, охватывают весь период пребывания ребенка в школе. Поэтому        рациональное применение здоровьесберегающие технологий, внимательное и чуткое отношение к психологическому, физическому состоянию ребенка важнейшая часть работы педагога.

http://filinaelena.ucoz.net/_pu/0/96052269.jpg

Внутришкольные факторы, влияющие на здоровье учащихся

Организация занятий

●Виды учебной деятельности

●Технологии

●Стиль преподавания

●Отметка, оценка знаний

●Объем домашних заданий

Режим функционирования школы

●Режим дня

●Расписание учебных занятий

●Питание

●Санитарно гигиенические условия

●Отношение с педагогом

●Отношение со сверстниками

●Досуговая и веурочная деятельность

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся .

 

Цель и задачи

         Цель: Формирование культуры здорового  и безопасного образа жизни.

Задачи:

 ●  -Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

● научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;

●сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

●сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать режим дня;

●обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

●-научить, обучающихся вариативно использовать полученные знания о здоровом образе жизни, полезных привычках, личной  гигиене, технике безопасности  в повседневной жизни, делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

●-сформировать потребность ребенка в здоровом образе жизни;

● поддерживать процессы самопознания, саморазвития, ценностно-смыслового поиска ребёнка,  предоставлять для этого реальные возможности

●научить безбоязненно, обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

● -снизить влияние школьных факторов риска на здоровье учащихся.

 

 

 

 

Основные технологии, методы, формы организации деятельности

 

 

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу здоровья детей в школьный период их жизни. Разработан ряд программ и технологий, позволяющие наиболее эффективно использовать в работе педагога здоровьесберегающие  формы работы.

Для достижения целей и решения поставленных задач  использую на занятиях и мероприятиях в ГПД следующие современные образовательные технологии:

 

●личностно- ориентированные технологии,

●технологии Макаренко, Щурковой,

●технологию наблюдения,

●технологию КТД,

●технологию индивидуального и дифференцированного подхода,

●свободного воспитания,

●систему профилактических здорровьесберегающих технологий,

●игровые оздоровительные технологии и т. д.

 

 

Технология сотрудничества - это демократизм, равенство, партнерство в  субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и ученик, находясь в соавторстве, вырабатывают общие цели своей деятельности.

Технология свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности).

Технология  КТД. Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности школьников, причем не зрительской, а деятельностной, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства и положительных эмоциях.

Личностно-ориентированные технология ставит в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивает комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития.

Технология индивидуального обучения (в условиях рабочей группы). При такой организации учебного процесса для каждого ребенка педагог составляет индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Технология дифференцированного обучения заключается в том, что новый материал  излагается всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности педагог предлагает работу разного уровня (в зависимости от  способностей и уровня подготовки каждого).

Игровые технологии (Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д.) Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму.

Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

В своей воспитательной практике использую и поменяю следующие формы:

   Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.

Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, диспуты и пр.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание.

 Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, различная коллективная деятельность: ежедневная уборка игровой, дежурство в столовой, уход за аквариумом и цветами - любой труд.

Игровые формы работы. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим проводятся: совместные праздники, соревнования, конкурсы, тренинги и т.п.

Психологические формы.  Это лекции, беседы, откровенные разговоры психологические упражнения. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя. В данной работе тесно сотрудничаю со школьным психологом. В группе ведутся постоянные занятия «Уроки для души». Педагог должен всегда помнить главное правило воспитания: «Хвали - громко, ругай - тихо».

 

 Методы воспитания - это способы воздействия воспитателей на учащихся с целью привития качеств нового человека. А. С. Макаренко рекомендовал творчески применять разнообразные методы воспитания с учетом зрелости коллектива, индивидуальных особенностей отдельных воспитанников и конкретной педагогической ситуации.  

В своей работе по данному направлению  использую следующие методы: методы формирования общественного поведения и организации деятельности школьников, методы формирования сознания, методы поощрения и наказания и т.п.

 Разнообразие технологий, форм и методов  позволяет мне не только формировать положительную мотивацию, формировать новые умения и навыки во внеурочной деятельности, но и способствовать самовыражению, саморазвитию, самоопределению учащихся.

 

 

 

  • системно организованная совокупность программ, приемов и методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
  • качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся;
  • технологическая основа здоровьесберегающей педагогики
  • Основное содержание направления

         Подбор содержания учебного материала осуществляется в соответствии с физическими, социально-психологическими особенностями, обусловленными возрастным составом группы обучающихся;                                                                

 - материально-техническая оснащенность учебного процесса (классные комнаты, информационно компьютерные технологии, спортивный зал, пришкольная площадка, спортивная площадка);                             

 - содержание теоретического материала, кратко сообщается на занятиях перед изучением темы.                                                                                                   

 Данная разработка направления программы в ГПД рассчитана для учащихся 1 классов (6 - 8 лет). Срок ее реализации - 1 год.

Спортивно – оздоровительное направление способствует развитию и формированию, здорового и безопасного, для себя и окружающих, образа жизни. Представлено следующими видами деятельности:

                                                                                                                  

  • часы общения;
  • беседы, краткие инструкции;
  • праздники и утренники;
  •   часы здоровья, физкультурные минутки, зарядка, спортивные игры, эстафеты, спортивные состязания.
  •   урок-игра, уроки этикета, уроки гигиены;
  •   игры на развитие внимания и мышления, сюжетно-ролевые игры, занятия по интересам;
  •   клубные часы;
  •   кружковая работа;

что позволяет создать необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка и группы в целом. Воспитательная работа ведется с учетом возрастных, психологических, физических особенностей детей.

 

 

 

I.Беседы, тесты, откровенные разговоры, профилактика заболеваний  (правила здорового образа жизни).

Анкетирование и тестирование. Анкета «О здоровье детей». Тест для будущих первоклассников. Тест «Ты и твое здоровье».

Формирование практических навыков гигиены: кожа, зубы, чистота дома и в школе, профилактика заболевания глаз.

 Создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Закаливание своего организма (как принимать воздушные и солнечные ванны), значение зарядки, водных процедур, закаливания.

Режим дня. Знакомство с ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка». Полезные советы: «Золотые правила здоровья».

Общение и конфликты. Режим питания. Полезные продукты.

  Олимпийское образование. Символы олимпиады. История олимпийского движения. Звездные имена олимпиады.                                                                                                             

II. Подвижные игры и упражнения.

Упражнения для формирования осанки, развития силы и ловкости. Разучивание комплекса упражнений под музыку «Веселая зарядка», для спортивного часа.

Игры на воздухе и спортзале соревновательные, подвижные, развивающие, групповые, сюжетные игры и эстафеты (со скакалками, мячом, обручем и т.п.).

  Практикум: повторяй за мной! (Как человек движется). Соревнования в беге «Караси и Щука», «Змейка». Игры с мячом «Охотники и утки», «Свечки», «Мячик кверху»; лазание по лесенке, бревну и брусу.

Разучивание нового комплекса упражнений для зарядки после тихого часа. Как укрепить свои мышцы и кости.

Правильная осанка. Правила для поддержания правильной осанки. Спортивный «Огонёк ». Командные игры: «Успей взять кеглю», «Сбей мяч», «Бег с флажками», «Перемена мест». Игры- эстафеты: «Бег по кочкам», «Эстафета с обручами», «Скорый поезд».                                                                                                

 

 

III. Комплексные занятия.

 Обучение навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации). Упражнения для снятия общего или локального утомления: «Круг», «Квадрат», «Покорчим рожи», «Часики», гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.

Рисование плакатов «Алкоголь – наш враг». Конкурс - рисование совместно с  членами семьи «Вредные для здоровья привычки». Рисование любимых игр. Подвижные игры на свежем воздухе: «Ка-лим-бом-бо», «Шандры», «Салки». Суд над сигаретой. Дыхание и жизнь. Дыхательная гимнастика. Упражнения: «Чудо – нос», «Охота», «Ныряние», «Шарик», «Паровоз», «Дыхательная медитация», «Каша шипит». Презентация «Лучшие бегуны России». Первая помощь при порезах, ушибе, простуде, истерике товарища (тренинг- практикум). О съедобных и несъедобных грибах. Правила поведения в лесу.                         

 IV. Техника безопасности. Что такое здоровье. Знакомство с режимом дня, правилами техники безопасности в игровой, спальне, школе. Техника безопасности во время  каникул дома, на дороге, у водоемов, на улице. Режим дня во время каникул. Сохранение здоровья и жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по направлению

 

Месяц

Тема занятия

Количество часов

Сентябрь

1

Сообщение воспитателя «Здоровье и я».

2

Беседа «В гостях у школьного стоматолога».

3

Игры с мячом на свежем воздухе под девизом: «Движение- жизнь!»

4

Откровенный разговор «Ты и твое здоровье».

5

Игротерапия. «Игры на новый лад» (Хотим быть здоровыми - действуем).

6

Тест «Моя фантазия» (Познай себя).

Октябрь

1

Беседа «Олимпиада 2014. Сочи».

2

 Школа здорового образа жизни. «Наука отдыхать». Анкета.

3

Малые Олимпийские игры.

4

Откровенный разговор «Не будь равнодушным».

5

«День здоровья».

6

«Твое отношение к самому себе». Тест

7

Техника безопасности во время осенних каникул дома, на дороге, у водоемов.

Ноябрь

1

Библиотечный час «Права детей».

2

Диспут «Что может человек».

3

Спортивный калейдоскоп.

4

Беседа о вреде курения. Выставка рисунков.

5

Весёлые старты.

Декабрь

1

Праздник «Зимние игры».

2

Беседа «Мой характер».

3

«Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!»

4

Правила бережного отношения к зрению.

5

Техника безопасности во время зимних  каникул дома, на дороге, в школьных парках.

Январь

1

Русские игры с разными предметами.

2

Мои друзья - Вода и Мыло.

3

День бегуна.

4

Тест «Забота о своем здоровье».

Февраль

1

День здоровья. В теплую погоду на воздухе.

2

Игровая программа «Радоваться жизни самой»

3

Праздник пап и братиков.

4

Беседа «Секреты здоровья».

5

Тренинг «Познай себя».

6

Техника безопасности во время дополнительных  каникул дома, на дороге, в парках.

Март

1

Князева О. Презентации к уроку с мячами.

2

Беседа «Моя мама - лучший повар».

3

Веселые эстафеты между группами.

4

Школа доктора Айболита.

5

Музыкальная разминка.

6

Техника безопасности во время весенних  каникул дома, на дороге, в школьных парках.

Апрель

1

Вечер космических эстафет.

2

Школа здорового образа жизни. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Анкета «Как ты соблюдаешь режим дня»

 

3

В гостях у Мойдодыра.

4

Витамины рядом с нами.

5

Чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе».

май

1

Игротерапия.

2

Конкурс рисунков на асфальте «Мы -спортсмены».

3

Игры на  школьной спортивной площадке.

4

Тест «Я выбираю здоровье».

5

Клуб «В мире сказок» по теме «Лесная сказка».

6

Техника безопасности во время летних  каникул дома, на дороге, в  парках, на улице.

Итого: 50 час.

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

  • Развитие   само - регуляции  поведения учащихся.
  • Создание у воспитанников установки на здоровый образ жизни.
  • Повышения физической подготовленности воспитанников.
  • Снижение обострений хронических заболеваний.
  • Повышение  включенности  родителей в решение задач профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
  • Навыки позитивного коммуникативного общения.

 

Должны знать:                                                                                                                           - об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;                   - о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;                                                                                                                                - о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха;                                                   - элементарные способы эмоциональной разгрузки (релаксации);                                    - как  обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья.

 

Должны уметь:                                                                                                                                    - выполнять правила личной гигиены и, на основе их использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;                                                                   

 - использовать полученные знания о здоровом образе жизни, полезных привычках, личной  гигиене, технике безопасности  в повседневной жизни и делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;                                                                                                                             - составлять, анализировать и контролировать режим дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень воспитанности коллектива в ГПД.

Воспитатель Филина Е. Л.

Учебный    год

Количество детей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

2010-2011 сентябрь

25 чел

4 чел

12.4%

16 чел

66.5%

5 чел

21.1%

2010-2011 май

25 чел

12 чел

45.8%

13 чел

54.2%

0 чел

0%

2011-2012 сентябрь

26 чел

6 чел

22.7%

15 чел

59.2%

5 чел

18.1%

2011-2012 май

26 чел

10 чел

41%

13 чел

50%

3 чел

9 %

2012-2013 сентябрь

25 чел

4 чел

16%

16 чел

64%

5 чел

20%

2012-2013 май

25 чел

10 чел

40%

13 чел

52%

2 чел

8%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Жданкина Н.В.Корригирующая гимна     сти ка в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Методические указания.- Екатеринбург.: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006 .

2. Касаткин В.Н.,  Щеплягина Л.А. «Здоровье». Учебно - методическое пособие для учителей 1 - 11 классов, Москва, 2001 г.                                           3. Мой друг – физкультура: Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы 5-е издание. Изд.: Просвещение 2001г.

4. Организация внеурочной деятельности младших школьников/ сост. С.К. Тивикова, М.К. Приятелева.- Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011.- 319с.                                                                        

5. Поляков О.В. Здоровьесберегающие  технологии в начальной школе. -М.: Корифей, 2008.- 96с..                                                                                      

6. Профилактика девиантного поведения детей и подростков/ А.В.  Митькина, С.А.Фадеева, Г.Н. Дождикова, М.Г.Баринова; Нижегородский институт развития образования.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,  2007.- 92с.                                                                                         7.Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися \ авт.- сост. Н.Л.Куракина, И.С. Сидорчук. - Волгоград: Учитель, 2010.-191с                                                                

8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.- М.: Аркти, 2005.- 320с.                                         

9. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные  часы, тематические мероприятия, игры авт.-сост. М.А.        Павлова. –/ Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.                                            

10. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителе. М., 1986.

 

 

Категория: Информация для педагогов | Добавил: lenafilina46 (22.10.2016)
Просмотров: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz